Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются обычные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна: дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Поэтому возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное образование.
В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей, какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии сформировалась в результате осознания ценности человеческого многообразия и отличий между людьми.
В основе инклюзивного образования лежат следующие принципы:
· ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· каждый человек способен чувствовать и думать;
· каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· все люди нуждаются друг в друге;
· подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· для всех обучающихся достижение прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения учителей и родителей других детей к детям с ОВЗ, от готовности их к совместному взаимодействию. Формирование инклюзивной культуры (IK) родителей — это принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно увеличивается. Семья для ребенка с нарушениями в развитии — это место, где можно найти помощь, понимание, решить возникшие проблемы; это самые близкие люди, воспринимающие ребенка таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Однако зачастую именно самое близкое окружение препятствует адаптации ребенка к жизненным условиям, становится причиной формирования негативных качеств в ребенке.
Школьные неудачи связаны не с внутренними дефектами ребёнка, а с культурной средой. Если дети видят, что родители и педагоги работают вместе, они лучше понимают важность образования.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченнымии возможностями здоровья 2020-2030г
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "О введении ФГОС ОВЗ" 14.03.2016 №ВК 452/07
Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 №35847)
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области "О направлении методических рекомендаций по организации специальных условий получения образования для детей с ОВЗ в соответствиями сзаключениями ПМПК"
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации 24.11.2022 № 1026
Инклюзивная модель МКОУ Шадринской СОШ
РОДИТЕЛЯМ